![]() |
Есть два вида открытий. Первый – открытие нового, еще
неизвестного. Школьное краеведение стремится к таким открытиям, но редко их
делает. Второй вид открытий – открытие известных истин, но неизвестных самому
школьнику. Особенность краеведения в том, что ученик попадает в положение
исследователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам,
стремление к самостоятельному поиску и в конечном счете складыванию интереса к
изучению истории родного края, воспитывается любовь к родному краю.
Очень
радует тот факт, что в БУП нашел свое место новый предмет – История Забайкалья,
так же как и изучаем историю стран и регионов, удаленных от нас на тысячи
километров. Учителя вынуждены выкраивать
время на уроке на историю родного края. Но новый предмет вживается в
школьную жизнь с трудом. Почему? А что делать, если отсутствуют программы,
учебники, литература по данной проблеме? Хочется отметить, что в разное время
издавалась литература по данной проблеме, но почти все без исключения, книги
эти стали большой редкостью (это книги Рижского, Кириллова, Окладникова,
Ковычева).
В течение многих лет в районе ведется краеведческая работа
и собран большой материал. В результате чего во многих школах нашего района
открыты краеведческие музеи, уголки. В районном центре, в поселке Оловянная,
открыт интереснейший краеведческий музей по инициативе Я.К. Золотухина.
Собранный материал печатается в газете «Ленинский путь», оформляется в
альбомах. Одновременно во многих школах был организован сбор старинных вещей,
орудий труда, быта, оружия и другого материала. Школьники во время
туристических походов своим основным заданием считают археологическую разведку
местности. Составляют карту района, на которую уже нанесены более десятка
древних стоянок, могильники, наскальные рисунки. Собрана коллекция орудий труда
древнего человека. Накоплена большая коллекция фотографий, отражающих
многообразный, неповторимый мир природы Забайкалья.
Но весь этот материал оседает в отдельных школах и остается
невостребованным. Очень страшно, что этот материал может совсем потеряться, так
как учителя – энтузиасты, занимающиеся краеведением, с годами уходят из школ и
забирают с собой этот материал.
Поэтому издание сборника, в который войдут статьи по истории
Оловяннинского района, написанные учителями, становится необходимостью. Этот
сборник может стать и учебным пособием учителям района, которые ведут новый
предмет.
Работу по созданию сборника статей по истории Оловяннинского
района возглавит районный комитет по образованию. Определена авторская групп
«ПОИСК» из учителей района по проведению этой работы.
Пусть это будет первый сборник, но есть надежда, что
история родного края будет сохранена, донесена до детей, и у учителя будет
книга, по которой он сможет учить детей.
В основу статей положен большой и благодарный труд
энтузиаста-краеведа Якова Кузьмича Золотухина.
Заведующая районным методическим
кабинетом Панина З.В.